Проект постановления
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Ивангородское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области», в целях обеспечения сохранности муниципального имущества и его содержания, а также приобретения имущества в собственность МО «Ивангородское городское поселение», Администрация МО «Ивангородское городское поселение», ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальном образовании Ивангородское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, на 2024-2026 гг» согласно приложению.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Иван - Город» и сетевом издании «Официальный интернет сайт МО «Ивангородское городское поселение» в сети интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Сыровского А.Л.
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Администрации
Ивангородское городское
Поселение
От ___________№______
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
в Муниципальном образовании Ивангородское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области
1. Оценка текущего состояния внутреннего и въездного туризма
Муниципальная программа разработана в целях реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области" (далее – муниципальная программа). В муниципальном образовании Ивангородское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области наблюдается устойчивая положительная динамика по объектам туристского потока и объемам оказанных услуг в сфере туризма.
Динамика туристского потока в Муниципальном образовании Ивангородское городское поселение Ленинградской области приведена в таблице:
Показатель |
2022 год |
2023 год |
Туристы, чел. |
7 718 |
47 600 |
Экскурсанты, чел. |
44 700 |
165 000 |
Политика органов государственной власти по продвижению туристского потенциала на внутреннем и внешнем рынках, развитию и совершенствованию туристской инфраструктуры, улучшению инвестиционного климата в сфере туризма играет важную роль в обеспечении положительной динамики в сфере туризма.
Объективными факторами, задающими направление развития туризма в МО «Ивангородское городское поселение» Ленинградской области, являются благоприятные природно-климатические условия, историческое и культурное наследие, высокий уровень развития экономики, инвестиционная привлекательность, удобное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура, включенность в систему федеральных и международных транспортных коридоров, достаточное количество мероприятий областного, всероссийского, международного значения, развитая деловая инфраструктура, индустрия развлечений и гостеприимства, наличие образовательных учреждений, готовящих профессиональные кадры в туристической отрасли.
Важнейшим конкурентным преимуществом МО «Ивангородское городское поселение» является ее богатое историко-культурное наследие, географическое положение и природные особенности.
Выгодное географическое расположение города, который расположен на реке федерального значения Нарова, является берегом Нарвского водохранилища, и в непосредственной близости имеет залив Балтийского моря, а так же большое количество объектов туристского интереса, неразрывно связанных с его историей, делают МО «Ивангородское городское поселение» привлекательной для любителей практически всех видов туризма.
Потенциальный турист города – это турист выходного дня, семейный туризм, или индивидуально-групповой т.е. задача задержать туриста не на один день. Сейчас это организованная туристическая автобусная группа с экскурсией в Ивангородскую крепость - памятник русского оборонительного зодчества XV-XVII веков, самую крупную из подобных достопримечательностей на северо-западе России. Цель привлечь туриста остаться с ночевкой на 2-3 дня. Кроме непосредственно крепости в городе существует богатое историческое наследие:
Нарвская суконная фабрика барона А. Л. Штиглица (с 1885 года - Нарвская суконная мануфактура;
Нарвская льнопрядильная (затем – льноджутовая) фабрика барона А. Л. Штиглица (с 1885 года – Нарвская льнопрядильная мануфактура).
Вместе эти предприятия 19 веке образовали крупнейший в Европе текстильный центр.
Рядом с предприятиями устроено имение баронов Штиглиц и его наследника А. А. Половцева (женатого на дочери великого князя Михаила, брата Николая I). От великолепного имения, сохранился только обширный парк. Парк при усадьбе барона А. Л. фон Штиглица создан в середине 19 в. в традициях английского садово-паркового искусства (усадьба не сохранилась). Совместно с территорией бывшей льноджутовой фабрики Нарвской мануфактуры, это территория более 10 га, где также возможно развитие туристического и образовательного кластера.
В 2021 г. началось строительство променада на реке Нарва в рамках проекта «Речные променады III», поддержанного программой приграничного сотрудничества Европейского союза (аналогичный променад уже создан в Эстонии, на противоположном берегу реки), в 2024 году строительство прогулочной зоны, с созданными точками притяжения – летнее кафе, открытая сцена с трибунами для зрителей, туалетами и арт-объектами будет завершено
Кроме экскурсионного тура, возможно развитие эко-туризма – отдых, рыбалка, катание на водных индивидуальных плавсредствах, паломнического – на территории города действует 3 храма.
Транспортное обслуживание туристов на территории МО «Ивангородское городское поселение» осуществляется автомобильным, железнодорожным и, в перспективе, водным транспортом.
Важнейшим конкурентным преимуществом МО «Ивангородское городское поселение» является ее богатое историко-культурное наследие, географическое положение и природные особенности.
Выгодное географическое расположение города и большое количество объектов туристского интереса, неразрывно связанных с его историей, делают МО «Ивангородское городское поселение» привлекательной для любителей практически всех видов туризма.
Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристской индустрии МО «Ивангородское городское поселение» позволяет сделать вывод о том, что в регионе имеется богатый туристский потенциал.
Вместе с тем, туризм, как и любая сфера экономики, сталкивается с определенными проблемами.
Среди ключевых проблем развития туризма, на решение которых направлены мероприятия муниципальной программы, можно выделить следующие:
дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса;
неразвитая инфраструктура велосипедного туризма;
недостаточная информированность о региональных туристских направлениях;
недостаточный уровень межотраслевой координации и взаимодействия при решении вопросов развития туризма;
недостаточность визуального восприятия исторических поселений
2. Приоритеты и цели государственной политики
Российской Федерации в сфере реализации
государственной программы
Цели и приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере туризма определены:
Федеральным от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - государственная программа РФ);
развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р;
мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 года N 2321-р;
областным от 8 августа 2016 года N 76-оз "О стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года";
областным от 20 мая 2019 года N 39-оз "О развитии туризма в Ленинградской области и о признании утратившими силу некоторых областных законов и отдельных положений областных законов".
Целями и приоритетами государственной политики Российской Федерации в сфере туризма являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственной программы Ленинградской области
Реализация мероприятий настоящей муниципальной программы направлена на достижение следующих целей государственной программы Ленинградской области:
обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой, создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры;
поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;
создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристским цифровым сервисам;
увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствованию отраслевого законодательства Российской Федерации;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма;
преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
участие в региональных программах по реализации туристского кода центра города;
Реализация указанных целей будет способствовать достижению следующих показателей государственной программы Ленинградской области:
количество инвестиционных проектов, поддержанных путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости;
количество общественных инициатив, направленных на развитие туризма;
количество предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой;
число туристских поездок;
количество событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку в рамках мероприятий в сфере туризма;
. Ивангород – имеет насыщенное историческое наследие, однако, в качестве туристического города, начал свое развитие уже в 2000-х годах. В силу своего географического расположения и экскурсионного потенциала, Ивангород вполне может перехватить часть туристов, нацеленных на экскурсионный, либо туристско-рекреационной отдых.
Ивангород обладает достаточным потенциалом для развития туризма. На его территории расположен ряд достопримечательностей:
Ивангородская крепость – главная достопримечательность, построена в 1492 году по указу Ивана III. На базе крепости создан историко-архитектурный музей. В его комплекс входят сама крепость, картинная галерея и экспозиция военно-оборонительного зодчества.
Также на территории находится несколько старинных церквей и микрорайон («архитектурный заповедник») Парусинка, разделенный Государственной границей Российской Федерации на две части между Российской Федерацией и Эстонией. Приграничное положение, с одной стороны, является выгодным, поскольку близость к Эстонии в перспективе может способствовать привлечению туристов из стран Европейского Союза, однако на данный момент оно скорее препятствует развитию туризма, поскольку въезд на территорию муниципального образования осуществляется только по пропускам и приглашениям.
На территории Ивангорода создан туристско-информационный центр. В задачи ТИЦ, кроме предоставления информации туристам об имеющихся достопримечательностях города, исторических памятниках, туристических маршрутах, экскурсионных программах, также будет входить оказание помощи туристам в бронировании гостиничных номеров и заказе экскурсий, оформлении пропуска на территорию муниципального образования.
На территории муниципального образования действуют следующие туристические маршруты:
однодневный маршрут «Три крепости – три каменных созвучья» (Санкт-Петербург – Копорье – Ямбург – Ивангород). В программу маршрута входит экскурсия в Копорскую, Ямбургскую и Ивангородскую крепости, обзорная экскурсия по городу Ивангород с посещением Нарвского водопада и усыпальницы барона Штиглица;
маршрут «Классический Ивангород» – обзорная экскурсия по городу с посещением Нарвского водопада и усыпальницы барона Штиглица;
велосипедный маршрут «Ивангород – Кургальский полуостров – Ивангород».
По данным официального туристского портала Ленинградской области, посещение Ивангородского городского поселения включено в однодневный маршрут «Твердыни Северо-Запада России».
По состоянию на 2024 год, несмотря на значительный туристско-рекреационный потенциал Ивангородского городского поселения, индустрия гостиничного и рекреационного бизнеса, являющаяся важнейшим фактором наращивания туристической привлекательности, развита слабо и представлена небольшим количеством как коллективных средств размещения, так и мест питания и проведения досуга. В связи с этим необходимо проведение комплекса мероприятий по увеличению их количества и качества.
4. Цель муниципальной программы и способы ее достижения
Целью настоящей муниципальной программы является увеличение туристского потока в город Ивангород к концу 2030 года до 400 тыс. человек.
Достижение указанной цели обеспечивается в рамках реализации региональных и приоритетных проектов, а также комплекса процессных мероприятий через систему ключевых мероприятий, в том числе:
обеспечение поддержки проектов, направленных на развитие туристической инфраструктуры;
обеспечение поддержки и продвижения событийных мероприятий;
комплекс мер, направленный на повышение доступности и популяризации социального туризма, в том числе для детей и лиц пожилого возраста;
комплекс мер, направленный на популяризацию информационного контента в сфере туризма;
обеспечение деятельности государственных учреждений;
развитие кадрового потенциала.
В рамках настоящей муниципальной программы предусмотрено получение субсидий, в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на реализацию мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры активных видов туризма на территории муниципальных образований Ленинградской области.