Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Именно столько лет прошло с тех пор, как средняя школа №1 Ивангорода выпустила в «большую жизнь» первых своих воспитанников. Юбилейную встречу бывшие одноклассники решили начать со школьных коридоров. Оказалось, что вспомнить есть о чем…

Тридцать лет назад стены городской школы № 1 простились с первыми своими учениками. И ровно через тридцать лет именно в этой школе и именно эти выпускники встречаются со своей юностью. Приехать все, конечно, не смогли – слишком обширна география, что раскидала одноклассников. Но глядя на тех, кто все же приехал, даже и не скажешь, что это вполне взрослые люди, которые в жизни успели немало добиться, занять свое положение в обществе, обзавестись семьями, детьми, некоторые, уже внуками. Сегодня они сами легко смахивают на беспечных и юных старшеклассников. Видимо, так и чувствуют себя рядом друг с другом. Давно стерлись между ними границы на 10 «а» и 10 «б». Они называют себя первыми учениками первого директора школы, Николая Петровича Наумова. Его авторитет незыблем и сегодня, как и память о нем. Не забыты уроки и наставления, не потеряны уважение, внимание и любовь к своим учителям-предметникам, к классному руководителю.

 

 

Встреча

Наталья Смола и тридцать с лишним лет назад среди своих одноклассников слыла активисткой, заводилой. Такой и осталась. Она одна из тех, кто был инициатором этой встречи. Говорит, собрать всех было не так уж и сложно, подобные встречи бывают среди бывших одноклассников достаточно часто. Кто, где и чем занимается – информация доступная.

- Тридцать лет – такая дата! Потому и решили организовать встречу. А начать ее именно в школе, пригласить сюда своих учителей… Нам они очень дороги, мы с трепетом и уважением относились тогда к педагогам, такое чувство осталось и по сей день. Тем более, что этот год объявлен годом учителя. Это символично. Очень жаль, что сегодня не пришла наша классная руководитель Мария Дмитриевна Родионова. Она плохо себя чувствует… Мы подготовили своим учителям подарки – книги о нашем крае, которую написал директор нашего ивангородского музея Геннадий Попов. Он нам и предоставил эти книги. Но больше всего нам хочется просто поговорить с учителями, вспомнить… А потом мы пойдем в ресторан! Гулять, так гулять!

В школьном фойе оживленно и шумно, только и слышно: «Юрка, это ты!» или «Смола, ты ничуть не изменилась!»…Учителя наблюдают за радостными бывшими «детьми» с умилением в глазах. Какими они стали, их воспитанники! Как много они добились! Среди них и следователь, и врач, и педагог, и летчик, и журналист… Да мало ли кем они стали по профессии, они были и остались добрыми и отзывчивыми людьми. А это самое главное для педагога-наставника.

Женская половина одноклассников сразу же обступила  Александра Голубева – мужчину в форме. Это он теперь летает высоко и далеко, а для них он просто Сашка, с которым сидели на уроках в одном классе, а на переменах «носились» по коридорам…

- Я нынче пилот, а раньше был летчиком, - рассказывает о себе Александр Голубев. - У нас такая градация – военный транспорт, значит летчик, гражданский – пилот. Не сказать, что я за время службы поменял много гарнизонов. Служил в Узбекистане, в Украине и в Прибалтике. В армии летал на дальних грузовых самолетах, был в транспортной авиации, занимался десантированием грузов, перевозил военнослужащих, сопровождал истребители. В общем, прошел «горячие точки», Афганистан. Закончил свою службу военным летчиком уже в России, когда произошел развал Советского Союза. А сейчас я гражданский пилот, работаю для людей, перевожу пассажиров на курорты. Летаю, практически, по всей Европе, Азии. Вот думаю вернуться к истокам. На семейном совете решили – переберемся в Санкт-Петербург, буду летать из Пулково. Летчиком хотел стать еще в школе. С класса так пятого. Все тетрадки были изрисованы самолетами. Сюда на встречу приехал из Твери, там живу. А как иначе, очень хотелось увидеть и друзей, и учителей. Все же такая дата – 30 лет.

Рядом с Александром Голубевым стоит еще один мужчина, так похожий на него…Оказалось – брат-близнец. И если братья похожи внешне, то уж после школы они выбрали разные пути. Юрий Голубев имеет сразу несколько профессий. Одноклассники о нем говорят – мастер золотые руки. Он и механик, и электрик, и строитель.

 

 

- Мне нравится моя нынешняя работа – строитель. И для людей работаешь, и заработок не плохой, - рассуждает Юрий Голубев. - А в летчики меня братишка не пустил. Еще в детстве сказал мне: «тебе там делать нечего, летать должен кто-то один». Вот и летает теперь один. А я все ближе к земле. Вот зашел в школу и подумал, где мои 17 лет! Я не то чтобы был хулиганом, но с первого класса доставлял массу неприятностей учителям! Своим неусидчивым характером, поведением. Был случай, когда мне надоело сидеть на уроке за партой, я залез под нее. Когда учительница задала мне вопрос, я так и отвечал, сидя под партой… Правда, учился нормально. А вот по рисованию была тройка, а по черчению – пятерка…

А вот с книгой в руках сидит еще одна одноклассница – Наталья Савощик. Она торопится написать слова поздравления бывшим учителям. После выпускного Наталья год проработала лаборанткой в родной школе, думала стать педагогом. Проверила себя в этом деле и решила, что школа, наверное, не для нее. Не то место, где ей хотелось бы работать.

- Я всегда стремилась к творчеству, к театру. Поступила и выучилась на режиссера. Тогда я тяготела к литературному театру. Такой существовал на ленинградском радио. Вот по такой цепочке я и пришла в журналистику и  вот уже 20 лет в ней. Мне импонирует информационно-публицистический жанр, есть своя авторская программа на радио «Россия», веду и другие программы. В общей сложности у меня 9 часов прямого эфира еженедельно. 

 

Поздравления

Учительская – святая - святых для учеников. Сюда могли заходить только «избранные» или для «воспитательных» целей. Именно здесь решили продолжить встречу собравшиеся. Торжественная часть, теплые слова благодарности, цветы и подарки. На каждом экземпляре подарочной книги слова, предназначенные персонально каждому учителю.

- Я помню, раньше авторитет учителя был непререкаем… Нас так родители воспитывали, - вспоминает Наталья Смола. - Они даже мысли не давали возникнуть в наших головах, что бы что-то против учителя сказать… И я вот сейчас понимаю, вы ведь тогда были моложе, чем мы сейчас. Вы были настолько молоды, но настолько мудры, что мы вас уважали только за то, что вы – учителя. Простите, может и не корректное сравнение, вы для нас были как икона. И вот смотрю на вас и отмечаю, вы с годами только хорошеете, и совсем не меняетесь. Пусть так и будет всегда и еще долго – долго…

 

Воспоминания

В этот день встречи сочетание «а, помните!», звучало не меньше ста раз. И походы, и вечера, и дискотеки, и свой ансамбль. С ним у одноклассников вообще связано несколько историй. Одну рассказала Наталья Смола, которая в те годы была солисткой школьной группы, и даже играли ребята в ресторане «Витязь».

- Я стою, пою, ребята играют… А мысли у меня в голове совсем разные, не относящиеся к творчеству. Думаю, вот меня сейчас увидят, как я, комсомольский лидер, пою в ресторане… Стыдно и страшно было…

Еще один интересный случай произошел на выездном смотре агитбригат. Когда в качестве сюрприза для учителя, ученики подготовили песню  совсем не «агитбригадной» тематики. Об этом педагог узнала только после исполнения песни, где звучали лирические, попсовые слова «…все напоминает о тебе…» Для учителя, действительно, был шок. Правда, тогда ребята с этой песней заняли первое место…

Отдельная тема – шпаргалки. Бывшие ученики вспомнили, как и куда их прятали, а учителя раскрыли свои секреты. О том, как «делали вид», что не замечают шпаргалок и списывания, и почему оценки в результате оказывались не такими, как предполагал «плавающий» ученик. Кстати, педагоги сегодня с уверенностью говорят, что нынешние школьник не пользуется шпаргалками, потому, что ленятся их делать. Да и, чтобы списать незаметно, нужно иметь определенный талант. У современных молодых людей такой есть не у каждого…

- Не знаю, как сегодня проявляются ученики школ, но мы любили свою школу, жили здесь, школа была для нас вторым домом по – настоящему, - делится Наталья Савощик. - Нам всегда доверяли учителя и позволяли быть ответственными. Могу привести такой пример. Школьная дискотека, танцы, музыка… Но все подходит к концу, а так не хочется расходиться! Ведь вечером, когда стемнело, только и начинается романтика, самый пик, «танцы-обжиманцы». Мы просим учителей, разрешить нам еще на полчаса продлить дискотеку. Учителя шли навстречу и говорили, мол, хорошо. Я тогда была секретарем комитета комсомола, а Саша Голубев моим заместителем. И нам говорили, ребята, на вашей ответственности школа. Вы должны закрыть ее через полчаса, отдать ключи сторожу. Но до этого оставить все в идеальной чистоте. Так оно и было! Не потому что мы были такие паиньки, нет. Мы хулиганили, устраивали разные «концерты». Но все было потому, что наши учителя говорили нам, что доверяют и, действительно, доверяли. Они позволяли нам делать ошибки, но потом заставляли анализировать их. Учителя считали нас партнерами. Если и сейчас в школе такие же отношения учитель-ученик, то это просто здорово! Могу сказать от себя, что пришла я на встречу чуть раньше, прошлась в тишине по аллеям. Вот эти деревья, что сейчас такие здоровые, ведь их сажали мы! Когда мы пришли в построенную школу, здесь были только голые стены и пустырь вокруг. Голое пространство мы заполняли, благоустраивали и теперь столько воспоминаний об этом! А сколько наши мальчишки шкафов и столов переносили!

 

 

На это воспоминание у учителей есть своя история, более современная. Рассказывают, как не так давно в школу привезли новую мебель – какие-то шкафы. И завхоз бегает по этажам вся переполошенная. Учителя у нее спрашивают: «Что случилось?». Женщина отвечает: «Мебель привезли, машина стоит, ждать водитель не может долго, а разгрузить некому. Вот ищу плотника или электрика, чтобы помогли». Оказывается, на обыкновенную просьбу завхоза помочь разгрузить, одиннадцатиклассники - мальчики ей ответили: «А рублей 50 подкинете?»…Бывает, вспоминают учителя, и другие изречения из уст нынешних вундеркиндов, типа: «мы в школу приходим учиться, получать знания, а не разгружать(убирать, подметать, мыть) школу. Если будете заставлять, пожалуемся в Гаагский суд за нарушение прав ребенка!» В общем, рыночные отношения докатились уже и до юных умов. Еще б эти умы, действительно, приходили в школу за знаниями и накапливали их…

 

Ценности

Воспоминания о прошлом и сравнение их с нынешним временем, привели к рассуждениям о ценностях. Что для современной молодежи является такой ценностью и, спрашивают ли они учителей об этом?

- Таких вопросов напрямую они не задают, - говорит педагог Валентин Константинович Воронин. - Я могу сказать другое, сегодня нет идеологии. Вот в чем проблема. Старое ушло, нового нет. Как нет социальной активности у детей. Вот почему тогда, вы, так хорошо знали о войне? Наверное, потому, что были постоянные походы по местам боевой славы, какие-то классные часы, сами вы интересовались. Да и чтобы носить имя героя Графова, классу необходимо было побороться, побольше о нем узнать, рассказать. У вас, тогдашних, закваска была. А теперь… Нет, не скажу, что нынешняя молодежь плохая. Они просто другие и ценности у них другие, более материальные. А духовности стало меньше. Я сам не знаю, куда меня ведут, а запутался в этих ценностях. Оцениваю день сегодняшний со своей точки зрения, объясняю ребятам. Но не знаю, какая она правильная. Нет ориентированности…

Вот так за разговорами о прошлом, о настоящем и будущем, учителя и ученики провели чуть больше часа. Перед тем, как продолжить празднование юбилея выпуска уже в увеселительном заведении за бокалом вина, собравшиеся на память сделали снимок у портрета первого директора средней школы №1 Ивангорода Наумова Николая Петровича. Сегодня в этот день много теплых и добрых слов было сказано о нем.

Встреча одноклассников пролетела, друзья  разъехались по своим делам и, возможно, еще не скоро смогут они собраться таким составом. Говоря о нынешних учениках, бывшие отдавали себе отчет – сегодня в школе учатся их дети, а завтра пойдут туда за знаниями их внуки.  Какой быть школе и как будут относиться они к учителям, напрямую зависит от  воспитания и наставлений в семье. Правда, сегодня, так катастрофически не хватает времени на любимого чада. Ценности – то поменялись. Им на смену пришли рыночные отношения…

 

Светлана Крук

 Фото автора