Контрафактная парфюмерия составляет большую часть мирового парфюмерного рынка. Сама парфюмерная промышленность находится в руках компаний-лидеров, в большинстве своем, французских или американских.
Поскольку процесс изготовления духов все еще зависит от мастера и его рецепт засекречен, мошенникам не остается ничего другого, как имитировать внешний вид духов, их упаковку и флакон, а само качество контрафакта оставляет желать лучшего и лишь в отдаленной степени напоминает аромат известного брэнда. В борьбу с массовым проникновением фальсифицированной продукции на рынок включились государственные и общественные организации, иностранные компании-производители.
Кингисеппская таможня тоже постоянно взаимодействует со структурами, контролирующими защиту прав интеллектуальной собственности на внутреннем рынке. Структурные подразделения таможни имеют годами наработанный опыт работы по выявлению контрафактных товаров, поддерживают связь с правообладателями, поэтому могут оказывать всемерное содействие правоохранительным органам и Роспотребнадзору в выявлении контрафакта в торговой сети.
У инспекторов отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений, что называется, глаз наметан. Они сразу же подмечают первые признаки контрафактности: заниженная стоимость товара, упаковка не соответствует оригинальной. Что же касается одежды, то существует перечень отличительных знаков говорящих, что перед вами подделка.
Фальшивыми, изготовленными кустарными способом в каком-то подпольном цехе, оказались флаконы духов, продававшиеся в одной из торговых точек Кингисеппа. Изготовители, по всей видимости, даже не пытались приблизиться к оригиналу, обозвав известную фирму на свой лад «Живаньши».
Сотрудниками территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах (Роспотребнадзор), проводившими проверку одной и торговых точек города, было установлено, что предприниматель занимается реализацией известных парфюмерных брэндов, незаконно используя чужой товарный знак. Поддельный товар был арестован, а в отношении предпринимателя заведено дело об административном правонарушении.
Проведенная экспертиза, а затем и материалы дела об административном правонарушении подтвердили факт введения предпринимателем в гражданский оборот товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Другими словами, индивидуальный предприниматель по своему усмотрению использовала товарный знак, не имея лицензионного соглашения с правообладателем.
Дело рассматривалось в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Предприниматель не отрицала факта правонарушения, пояснив, что не знала о контрафактности товара, а заодно, видимо, и о том, что незаконное использование чужого товарного знака влечет наложение административного штрафа от десяти до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака.
Суд усмотрел вину предпринимателя, поскольку у нее все-таки имелась возможность не нарушать исключительное право правообладателя на использование товарного знака. Учитывая, что правонарушение допущено впервые и не повлекло за собой вредных последствий, а товар имелся в единственном экземпляре, и не был реализован, суд принял решение о малозначительности совершенного правонарушения. Предпринимателя освободили от административной ответственности. Она получила лишь устное замечание. А контрафактный товар был изъят из оборота и уничтожен.
Однако в этой связи еще раз хочется напомнить, что риски, связанные с использованием контрафактной парфюмерии и косметики, являются одними из наиболее серьезных с точки зрения здоровья людей, и сопоставимы с рисками от использования контрафактных лекарственных средств. В лучшем случае, использованные при производстве контрафактной парфюмерии приблизительные формулы, могут послужить причиной аллергической реакции.
О. Дятко
Пресс-секретарь Кингисеппской таможни