Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

15 октября исполнится 19 лет со дня основания Кингисеппской таможни. Однако история формирования таможенных органов на территории Кингисеппского района берет свое начало еще с указа царя Ивана  III«О торговле солью, воском и другим товаром с веса».

Исторически сложилось так, что Северо-запад российского  государства из-за своего геополитического положения всегда был важным субъектом внешне-экономической деятельности России. 

В Государственном областном архиве в Выборге хранятся любопытные документы, повествующие о том, как начинала  работать  Ямбургская таможня  после революции.

 

20-е годы

Петроградский таможенный округ   образовался 15 декабря 1919 года, и  на него была возложена организация таможенных учреждений на границе с Финляндией и Эстонией. Через год, 2 февраля, после подписания в Тарту  Советско-Эстонского мирного договора,  возобновились отношения между Советской Россией и Эстонией. А чуть раньше, 24 января 1920 года, Наркомат Внешней торговли утвердил штаты таможенных надзоров на границе с Эстонией: в Ямбурге, Пскове и Гдове. Фактическая деятельность Ямбургского таможенного надзора началась в апреле 1920 года.

Управление  таможенного надзора базировалось в Ямбурге. В его подчинении находилось всего  четыре таможенных поста. Один -  в деревне Кобыляки (исчезла во время Великой Отечественной войны), второй был в устье реки Луги, третий – в деревне Извоз и четвертый   - в районе реки Мертвицы.

 

 

Таможенному надзору  в Ямбурге  присвоили номер – Таможенный надзор №1 Петроградского таможенного округа. В его функции входила организация работы по контролю за ввозом и вывозом товаров из страны. Борьба с контрабандным провозом товаров по железной и грунтовой дорогам, а также по Финскому заливу и по реке Луге.

Товарообмен с Эстонией официально  начался летом 1920 года. Пассажирское движение в то время было оживленным: ехали беженцы, возвращались на родину военнопленные и те, кого Гражданская война задержала в чужих странах.

С июня 1922 года Ямбургский таможенный надзор становится Ямбургской таможней. А после того, как Ямбург переименовали в Кингисепп, в 1922 году, таможня стала называться Кингисеппской.

    В октябре 1922 года через Кингисеппскую таможню из-за границы проследовало 202 пассажира, за границу – 200; кроме того, 155 беженцев и 111 оптантов (лица, проживающие в какой-нибудь стране и желающие вернуться на родину, после того, как территория, на которой они родились, перешла  от данной страны к другой (словарь Д.Н. Ушакова)».

На тот момент в районе Кингисеппской таможни  фактически  действует лишь 6 таможенных постов и одна таможня третьего класса в Усть-Луге.

Посты расположены  по побережью Финского залива  и отчасти по сухопутной границе с Эстонией.  Южная часть границы на протяжении примерно 50 километров вообще не имела таможенных постов. Местные органы пограничной охраны говорили о том, что местность болотистая и продвигать грузы в этом районе довольно  проблематично. Однако местные жители очень хорошо знали дороги, и легко ориентировались на местности.

Возникновение контрабанды обычно ожидалось с наступлением зимы. На Эстонской стороне напротив бывшего имения Мариенгоф (район деревни Кошкино) работала так называемая транзитная лавка для сбыта контрабанды в Россию. Подозрительным, на предмет проникновения контрабандного товара, было местечко под названием Дом Рыбаков, располагавшееся на берегу Финского залива. Движение контрабанды в районе сухопутной границы от железной дороги до моря  не принимало особенно большого развития, но и охранялся этот участок весьма слабо. Со стороны Эстонии в качестве охраны использовались двойные проволочные ограждения и дежурили посты пограничной охраны. Вывоз товаров из Эстонии в Россию без оплаты пошлины по эстонским законам допускался лишь организованным порядком. Для этого открывались так называемые транзитные лавки.

Совершенно иначе обстояло дело с ввозом контрабанды морским путем. В Гунгенбурге (Усть-Нарва) находился эстонский пункт отпуска за границу спирта, где этот продукт по официальным данным отправлялся в Финляндию. А фактически же он направлялся на российскую сторону контрабандным путем. 

      Большой контрабандный центр находился  деревнях Неппово и Котлы. В местечке Логи  сотрудниками  таможни было задержано 35 бидонов спирта, 167 пачек сахарина, три пуда риса, четыре пуда мыла, 76 серебряных рублей  и 30 рублей золотом.

       Реформирование таможенных органов Советской России началось практически сразу же после их образования.  В 1923 году Кингисеппская таможня дважды меняла уровень подчинения. До декабря 1923 года она подчинялась Петроградскому таможенному округу Таможенного Управления Наркомвнешторга. А с 4 декабря 1923 года по 31 января 1924 года  она становится подведомственной Петроградскому  таможенному округу Главного таможенного Управления Народного комиссариата внешней торговли.

 

1923 год

После произведенных в 1923 году увольнений и назначений, а также трижды проведенной чистки – два раза Комиссией по борьбе со взяточничеством и один раз Специальной комиссией, состоящей из начальника третьего пограничного отделения, управляющего таможней  и председателя комиссии по борьбе со взяточничеством, личный состав  качественно и значительно улучшен и является удовлетворительным. В 1923 году в таможне трудится  90 сотрудников.

  

Борьба с контрабандой

     Кингисеппская таможня в 1923 году занимает участок сухопутной границы с Эстонией от Дома Рыбаков, на берегу Финского залива, до деревни Кривая Лука, Выскотской волости Гдовского уезда. Граница проходит по левой стороне Луги. Район пограничной полосы населен исключительно крестьянами, промышляющими в большинстве своем рыбной ловлей и частично кустарным производством. Промышленности никакой нет, более или менее развиты лесозаготовительные операции.  

Район пограничной полосы обслуживали восемь таможенных постов совместно с пограничной охраной и погранпунктами  ГПУ (государственное политическое управление). Сотрудничество трех ведомств выражалось в выделении на кордоны  по одному сотруднику. С красноармейцами  проводились беседы о контрабанде и ознакомление с таможенным делом.

Более пораженными пунктами в смысле водворения в РСФСР контрабанды и вывоза за границу товаров русского производства, являлись районы: Систо-Палкино, Ручьи и Усть-Луга.

До 1921 года эстонские транзитные лавки  располагались в деревне Илькино, в районе таможенного поста «Ропша» и недалеко от деревни Кривые Луки. К 1923 году базисные склады по экспортированию спирта в РСФСР перебазировались  в Нарву и в Гугенбург (Усть-Нарву). Все хорошо знали имена главных эстонских контрабандистов: господа Сиффер, Андерсон и компания летом экспортировали спирт на моторной лодке, а зимой на лошадях через Финские острова. Экспортные компании контрабандистов получали для внедрения в РСФСР спирт безакцизный. Если переправка на территорию России срывалась, то спирт возвращался обратно в Эстонию.     Главный путь экспортирования лежал через Финские острова. Один из таких почти необитаемый -  Пенисаари, находился в 27 километрах от таможенного поста Липпово. Он был главным местом, куда доставлялся и  хранился контрабандный спирт, а потом мелкими партиями, через российских рыбаков переправлялся в Россию.

В 16 верстах севернее деревни Курголово в наших водах располагались несколько финских неводных будок, якобы для рыбной ловли, которая фактически не производилась. Будки были выставлены исключительно для торговли контрабандой.

Существовала еще одна контрабандная тропа в 10-12 верстах от деревень: Гакково, Тисколово и Кайболово, где проходила дорога из Гунгебурга (Усть-Нарва), по которой спирт транспортировался обозами от 10 до 35 подвод.        

Со стороны Финляндии в ее территориальных водах  располагались  острова: Тютарсари, Гогланд, Сескар, Лавенсари – которые тоже  являлись пунктами контрабанды.

         Методы и способы переправы были таковы: контрабандисты-одиночки переходили границу, закупали на море или на финских островах контрабанду и старались тем же путем вернуться обратно. Те, кто действовали группами, работали иначе: первая группа закупает за границей товар большими партиями и доставляет его  на море к российским рыбачьим будкам, где товары передаются второй группе, переправляющей их на берег. Третья группа уже отправляет товар  распространителям.

         Для перехода границы  контрабандисты собирали  информацию, используя которую нащупывали слабые места пограничной охраны. Для передвижения придумывали  различные ухищрения. Например,  желая замести следы, сзади саней привязывали ветки елки и сосны. Практиковался выезд на море по чужим пропускам. Для возвращения из-за границы с контрабандой почти у всех отправляющихся в  море на российской стороне имелся свой сигнальщик, который в  условном месте на границе производил разведку, устанавливая слабые места пограничной охраны. Об этом он давал  знать специальными  сигналами.

Среди основных проблем  в борьбе с контрабандой руководство таможни 20-х годов отмечало  малочисленность состава пограничной охраны, недостаток обмундирования, а главным образом обуви, отсутствие средств передвижения, в то время как контрабандисты имели в своем арсенале не только моторные лодки, но и автомобили.        

По борьбе с контрабандой за первое полугодие 1923 года Кингисеппская таможня отчиталась следующими цифрами. По эстонской границе в районе железной дороги произведено 31 задержание, по финской – 184.  Из них 129 осуществила пограничная охрана и сотрудники ГПУ, 60 – таможенники, два – милиция и 24 совместно - таможенная служба, ГПУ и погранохрана.

Главные предметы контрабанды на вывоз: валюта, ценности, шерстяные изделия и прочее. На ввоз: мыло, спички, сахар, соль, спирт, галантерея, мануфактура.  

Становление таможенных органов на этом участке границы происходило долго и сложно.  Через 10 лет культура обслуживания пассажиров в  Кингисеппской таможне была довольно высокой, о чем также свидетельствуют сохранившиеся документы тех лет. Дипломаты Эстонской республики неоднократно выражали благодарность управляющему таможней за радушный прием и безукоризненное исполнение должностных обязанностей и таможенных процедур.

 

Ольга Дятко

пресс-секретарь Кингисеппской таможни