Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Пятнадцатый октябрьский день в календаре отмечен как Международный день белой трости или День слепых. Эту дату нельзя назвать праздничной.  Установленная  в 1970 году в США она напоминает нам о том, что в мире есть люди, чьи физические возможности ограничены. Особенно сложно адаптироваться в окружающей действительности незрячим деткам...

 

Тифлопедагог М.Фомина и художник-дизайнер  И.Исаева  из Санкт-Петербурга  стали авторами простой и эффективной методики, основанной на тактильном контакте с объемным изображением, которая получила высокое признание у российских и зарубежных коллег. Об этом новшестве нам более подробно расскажет Марина Фомина:

- Нашим первым и наверное единственным желанием было помочь маленькому незрячему человеку познакомиться с нашим миром - миром зрячих.  Ведь нам посчастливилось  жить в мире который мы видим,  во всем его удивительном многообразии. И мы редко обращаем внимание на людей с белой тростью, проходим мимо или останавливаемся и помогаем. На этом наше прикосновение к миру слепых ограничивается. Это параллельный мир – мир незрячих.  Со своими детскими садами, школами, интернатами, реабилитационными центрами, библиотеками...   

 

             

           Не стоит забывать, что развитие незрячей крохи имеет свои специфические особенности. Он не может наблюдать многообразие окружающей среды, представить существующее многообразие форм предметов. Слепой младенец мало активен и значительно менее подвижен, ему необходимо создавать такие условия, при которых он мог бы познавать этот мир. Ему нужно помочь в тренировке органов чувств и накоплении опыта познания… Но для начала нужно установить с ним диалог в доступной его возрасту форме. Конечно, в форме игры.

 

 

          С самого раннего возраста малыша окружают звуки. Мама напевает песенки, рассказывает стишки, потешки, включает записи со сказками, читает книжки. Чтобы оживить персонажей песенок и сказок мы создали серию книг с загадками, выполненные в едином стиле, которые имеют по одному персонажу для тактильного осязания (объемное изображение животного, барельеф, рельеф, контурное изображение). Изображения животных имеют четко выраженные детали, близкие к реальному образу из экологически чистого материала, приятного для осязания. Прочитав загадку, мы имеем возможность обследовать объемное изображение животного (отгадку) «рука в руке» с малышом, обратить внимание на характерные этому животному особенности – на позу, форму и размер, не отвлекаясь, в данном случае, на изобилие материала, которое маленького незрячего ребенка часто отпугивает. Живых животных и чучел этот малыш тоже, обычно, боится.  Предлагаем на закрепление образа животного игры по типу «Мемори», «Собери целое», «Пазлы» и тактильную книгу в которой задействованы  уже знакомые ребенку персонажи-звери, сочиняем собственные истории и инсценируем их, можем слепить вместе с малышом животное из пластилина или соленого теста, спеть песенку и потанцевать. Так постепенно формируется образ  конкретного животного.

           В игре и хорошем настроении даже маленький незрячий малыш усваивает большой объем материала, он словно губка впитывает в себя новые ощущения, откликается эмоционально, проявляет интерес к происходящему, делится впечатлениями.

 

 

           Сформированные образы помогут малышу более смело ориентироваться в мире зрячих людей,   успешно усваивать школьную программу,  умело обращаться с книгой, живыми животными, получить представление об окружающем – близкое к реальной действительности.

             Большой интерес проявили к таким играм зрячие детки, и подобные  совместные игры с незрячими сверстниками объединили малышей. Это общение особенно ценно.  Именно через взаимодействие  ребенок получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Чем больше ребенку уделяется внимания, чем активнее он познает окружающий мир, тем лучше будет развиваться и вырастет более приспособленным к жизни.

          Весь цивилизованный мир говорит об интеграции детей инвалидов, проходят выставки для слепых, существуют специальные программы в музеях,  незрячие дети учатся в простых школах, создаются центры по работе с детьми с ограниченными возможностями и их родителями, открываются детские отделы при библиотеках для слепых… А что делаем  мы?

 

Подготовила Мария Куделина