Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

«Все науки и знания – ничто без науки спасения»

(Преподобный Симеон Псково-Печерский)

С октября 2010года  в Ивангородской центральной библиотеке возобновились лекции настоятеля Успенского прихода кандидата богословия игумена Довмонта.

Батюшка сотрудничает с библиотекой уже почти два года и всегда  собирает большие аудитории наших читателей и гостей  города.

     После предложения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2009 году принять приход Успенской церкви, игумен живет в Ивангороде. Не раз батюшку-монаха направляли туда, где помощь требовалась в первую очередь.

За неполные два года плоды его активной деятельности налицо: в Ивангородской крепости богослужения проходят теперь в трех пределах – Никольском, недавно отремонтированном Успенском и в восстановленном, так называемом «зимнем» храме (где проведено отопление и очень тепло даже в лютые холода) - Священномученников  Александра и Димитрия пресвитеров Ивангородских.

 

 

Храмы обновляются на пожертвования прихожан и на средства от продажи свечей, книг и иконок в часовне, так как богатых спонсоров у Успенского прихода нет. Тем не менее, батюшка не отчаивается, и по его молитвам, с Божьей помощью и, как он все время подчеркивает – с помощью прихожан, в нашем городе восстанавливаются храмы.

С недавнего времени с игуменом Довмонтом часто служит и поет хвалу Богу хор Нарвского Воскресенского кафедрального собора под руководством регента Людмилы Харитоновой. Они выступали у нас в библиотеке в дни Пасхального фестиваля в 2010 году и на всех произвели неизгладимое впечатление. Это говорит о том, что границ для православной веры не существует.

До Санкт-Петербургской Духовной академии батюшка окончил Калининское (ныне Тверское) художественное училище имени Венецианова.  Курс лекций в октябре этого года профессиональный художник игумен Довмонт назвал «Программа росписи храмов в православных традициях».

 

 

Много нового и интересного узнали читатели библиотеки, которые пришли на мероприятия  7 и 21 октября в Читальный зал центральной Ивангородской библиотеки.

    Свой рассказ батюшка начал с истории создания храмов на Руси.    Слушатели узнали, что в искусстве Византиибыла разработана стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значения для церковного искусства Православной Церквии по сей день.

 

      Система расположения сюжетов наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христианский догмат, то есть учение о Христе Спасителе. Однако, роспись имела не только информационную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории.

Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память того или другого священного события или угодника Божия. Например,  Успенский храм, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Никольский и так далее.

   Храм и его росписи - это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз, ибо храм приходит сверху, с неба. И верхняя его часть называется "небо", а нижняя - "земля". Небо и земля - составляют космос (это слово по-гречески означает "украшенный"). И действительно, храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий. Его образ располагается в самом куполе, в наиболее высокой точке храма. Бог в православной традиции изображается в виде Иисуса Христа - Пантократора (Вседержителя)1. В левой руке Он держит книгу, правой - благословляет Вселенную.

При переходе от купола к основному объему храма образуются полусферические плоскости, на которых изображаются четыре евангелиста, несущие на землю небесную Благую Весть, через Евангелия. Своды и арки соединяют небо и землю. На сводах изображаются основные события евангельской истории, на арках - апостолы, пророки, святые, те, кто помогает людям в их восшествии на небо. Стены храма расписываются сюжетами из Священной истории: это Ветхий Завет, Новый Завет, а также Вселенские Соборы, жития святых - вплоть до истории государства и данной местности. Круг сюжетов на первый взгляд кажется ограниченным и повторяющимся, тем не менее, ни один храм внутри не похож на другой - в каждом программа росписей оригинальная.

Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества - от грехопадения Адама и Евы до наших дней. Кульминация мировой истории и вершина мироздания - Голгофа, место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части храма, там, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира - в противоположной части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира, образ лона Авраамова - рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому, что выходя из храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако, Страшный Суд должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за прожитую жизнь.

   Батюшка принес с собой много демонстрационных материалов, которые наглядно дополняли его рассказ.

   В ноябре игумен Довмонт продолжит повествование о росписи православных храмов, встречи читателей нашей библиотеки  ним всегда – событие.

    30 октября 2010 года в Ивангородской библиотеке прошло первое занятие Воскресной школы Успенского прихода и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с батюшкой.

      Ведь, как сказал Преподобный Ефрем Сирин: «Для защиты городов и селений возводят стены, а христианские общества охраняют священные иереи».                                                     

 

И. Белянкина