Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

«Профориентация в школе — шаг к профессиональному самоопределению выпускников»,  - считает Н.В. Горелова, педагог-психолог МОУ «Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П. Наумова».

 

    Для читателей газеты Наталья Владимировна рассказала, как это осуществляется на практике:

-  Оптимальное решение вопроса «кем быть?» поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

 

 

     Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является её логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает  ему организовать саму учебную учебную деятельность, но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

   На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. В начальной школе (1-4 классы) — усилия педагогов направлены на формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии происходит в первой ступени основной школы (5-7 классы). На второй ступени основной школы (8-9 классы) идет формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. В старших классах идет  формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определения профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

 

 

     В нашей школе ученики 1-7 классов знакомятся на уроках и во внеурочной деятельности с миром профессий, встречаются с родителями определенных профессий, совершают экскурсии на предприятия.

    На второй ступени основной школы (8-9 классы) профориентационная работа осуществляется в рамках предпрофильной подготовки на профориентационных курсах по выбору «Познай себя» (учитель Т.В. Крутякова) и «Как научится выбирать профессию» (педагог-психолог Н.В.Горелва). На занятиях используются разнообразные методы и формы обучения: игры, беседы, анкетирование и тестирование.

    Мною, как психологом, проводится диагностика по изучению интересов, способностей, направленности личности ребят; анкетирование и консультирование учащихся и их родителей по первичному профессиональному самоопределению.

    Кроме того, в рамках предпрофильной подготовки девятиклассникам предлагаются предметные курсы по выбору, которые ведут учителя предметники. Эти курсы выросли из давно забытых факультативов, которые помогают школьникам расширить свои знания по тем или иным предметам и сориентироваться в соответствии  с этим в мире профессий.

   Поэтому предпрофильная подготовка в 9 классе позволяет учащимся осознанно выбрать профиль обучения, то есть по сути совершить первичное профессиональное самоопределение, Ведь чем точнее сделан выбор учеником, тем меньше разочарований и трудностей будет у него в жизни и тем больше вероятность того, что общество получит хорошего профессионала.

 

 

    В старшей школе (10-11 классы) осуществляется профильное обучение. Учащиеся этих классов, выбирая профиль обучения могут изучать актуальные для себя предметы в большем объеме. Ребятам предлагаются в избытке программы элективных курсов по всем учебным предметам. Цель курсов: расширить знания учащихся о предметной области, помочь им окончательно сделать осознанный профессиональный выбор.

    В нашей школе третий год обучение в 10-11 классах ведется по двум профилям: социально-экономическому и социально-гуманитарному. В пером случае профильными предметами являются алгебра и начала анализа и естествознание, во втором — русский язык и обществознание. Как правило, до 70% выпускников школы поступают в ВУЗы, колледжи в соответствии с выбранным профилем обучения или сдают экзамены по профильным предметам.

   Итак школа в плане своей деятельности предусматривает информационную работу с учащимися, а также мероприятия профориентационного характера: предпрофильную подготовку и профильное обучение, классные часы, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование, консультирование учащихся и их родителей.

 

Тест «Супермен»

 

Предлагаем вашему вниманию одну из методик — игровой тест «Супермен», (автор педагог В.Петелина). Просим не воспринимать его интерпретацию, как руководство к действию — скорее, это возможность осознать некоторые мотивы, лежащие в основе наших выборов. 

   

Сначала выберите одну из этих сверхъестественных способностей которыми вы бы хотели обладать:

1.     Способность летать

2.     Способность путешествовать во времени

3.     Способность быть невидимым

4.     Способность принимать обличье других людей, животных, вещей

5.     Способность читать чужие мысли

 

 

Если вы выбрали...

...способность летать, то вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе нед глобальными проектами, способными изменить мир.

 

...способность путешествовать во времени, то возможно, вас интересует причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.

 

...способность быть невидимым, то наверное, вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Может быть вы способны видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина — вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.

 

...способность принимать обличье других людей, животных и  вещей, то

возможно, вы человек, который легко вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению — качество, необходимое людям искусства — писателям, актерам.

 

....способность читать чужие мысли, но наверное вы угадываете, что думают другие. Может быть, вы способны увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обратите внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.

 

 

     Все, чем вы интересуетесь, каждый ваш выбор сообщает что-то о вас самих. На самом деле ничего сверхъестественного в этих способностях нет. Вы можете стать невидимым для окружающих, если будете вести себя тихо и незаметно, внимательно присматриваясь ко всему что происходит вокруг вас. Вы сможете читать чужие мысли, если будете с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника. Ваша настойчивость и пробивные способности помогут вам проникать сквозь стены. Ваше воображение позволит вам совершать путешествия во времени и  пространстве. Способность к перевоплощению поможет принимать облик других людей. И чувство полета тоже можно испытать, если достичь вершин в деле, которым вы занимаетесь.

    Подумайте, как воплотить в реальность эти эти необычные способности. Представьте, что вы обладаете одной из них. Напишите рассказ о том, как вы бы ими распорядились.

 

Подготовила Арина Калашникова

Фото  Мария Куделина