Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Живет своей насыщенной жизнью «Литературная гостиная», ежемесячно собирая творческих людей у её руководителя С.З. Лисс. Это для них духовная отдушина – где они не только могут послушать доклад о поэтах и писателях, но и прочитать стихи собственного сочинения.

 

Руководителем гостиной была приглашена Нина Леонидовна Выдума – старший библиотекарь Ивангородской библиотеки, для того чтобы ознакомить собравшихся с биографией замечательной детской поэтессы Агнии Барто. Нина Леонидовна начала с того, что Агнии Барто журналисты очень часто задавали вопрос (чем её очень раздражали, и она об этом не хотела с ними беседовать) Барто - это псевдоним или фамилия? Так вот я вам хочу сказать, что в начале 19 века в Россию из Шотландии приехал британский дворянин Джейкоб Барто, который оставшись в России, женился. В его семье в 1904 году родился сын Павел Барто.

 

 

    В феврале 1906 года Российская империя готовилась к большим переменам:  создание Госдумы и проведение аграрной реформы Столыпина. В семье Льва Николаевича Волова – ветеринара и Марии Ильиничны Воловой – домохозяйки, тоже в этом году ожидали существенных перемен – готовились к рождению дочери. 4 февраля долгожданная девочка родилась,  и её назвали Гетель, но домашние звали её Агнэшка.

 

Из танцовщиц – в поэтессы

     Отец с детства всячески старался приучать свою дочь к творчеству Льва Николаевича Толстого. И что удивительно, когда Агнии исполнился годик, он преподнес ей в подарок книгу под названием «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой». Как поклонник искусства он видел будущее своей дочери в балете. Дочь же в свою очередь прилежно занималась танцами, но в то же время вместе со своими подругами гимназистками увлекалась стихами А. Ахматовой. Также у неё уже были свои первые поэтические опыты, которые выражались «сжатыми под вуалью руками», полны «сероглазых» королей» и «смуглых отроков». Шли годы, и чем старше становилась Агния, тем яснее было, что не стать ей великой балериной, ни второй Ахматовой.

    Перед выпускными зачетами в училище она волновалась, т.к. после них надо было самостоятельно начинать карьеру в балете.  На экзаменах присутствовал Луначарский  - нарком просвещения. После экзаменационных выступлений ученицы показывали концертную программу.  Он прилежно посмотрел зачеты. Но когда началась концертная программа выпускниц, он оживился. Юная черноглазая красавица Гетель Волова вышла и прочитала стихи собственного сочинения под названием «Похоронный марш».  Слушая её стихи,  Луначарский с трудом сдерживал смех.  В Наркомпрос ученицу он пригласил спустя несколько дней.  «Вы рождены писать веселые стихи», - сказал он ей. Так советы Луначарского из хорошенькой танцовщицы сделали Гетель Волову замечательной детской поэтессой,  и привели её в мир о котором она мечтала, учась в гимназии.

 

 

  На своем жизненном пути девушка повстречала Павла Барто, который тоже был поэтом. Вспыхнула взаимная любовь, и молодые люди вскоре поженились. Так Гетель Волова стала Агнией Барто.

 

Маршаком я быть не могу, а подмаршачником не желаю!

   В 1925 году в 19 лет Агния Барто выпустила свой первый сборник детских стихов «Китайчонок Ван Ли». Начав печататься, она получила возможность общаться с поэтами серебряного века. Довольно быстро добилась славы. В середине тридцатых годов она получила признание читателей, которые полюбили её стихи, читали их своим детям.  До сих пор мальчишки и девчонки учат её стихи, а мамы, бабушки, прабабушки читают своим детям, внукам, правнукам. «Идет бычок качается, вздыхая на ходу…», «Зайку бросила хозяйка…», «Уронили мишку на пол…» и многие другие.

   Но добившись любви читателей, Агния также стала и объектом критики со стороны коллег. Особенно Самуила Яковлевича Маршака, который пытался её учить и наставлять – это её раздражало, и однажды, потеряв терпение, от его нравоучений, выслушав его придирки в порыве гнева она произнесла: «Знаете Самуил Яковлевич – в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники.  Маршаком я быть не могу, а подмаршачником не желаю!» После таких высказываний их отношения были испорчены много лет.

  В 1927 году в семье Агнии и Павла Барто произошло важное событие – родился сын Эдгар, которого в семейном кругу ласково называли Гариком. Но любовь к сыну не смогла сохранить любовь между Агнией и Павлом. После шести лет брака Агния, влюбившись в другого ушла от мужа. При разводе она оставила его фамилию.

   Второй муж поэтессы, Андрей Владимирович Щегляев  был ведущим специалистом в газовом и паровом турбиносторении, а также деканом энергомашиностроительного факультета Московского энергетического института.  В этом браке Агния родила дочь Татьяну. Впоследствии о которой был написан стих «Наша Таня» - которая громко плачет. Татьяна пошла в отца, гуманитарные науки ей не давались, а вот Гарик был ближе к матери. Он любил музыку и постигал основы её композиции.

 

 

    Агния Барто была человеком застенчивым, добрым мудрым.  Умела слушать и слышать, любила юмор, но если дело касалось её профессии, она была непреклонна. Обладая  удивительно мягким характером, она привлекала к себе разных людей. Близко дружила она с Риной Зеленой, Фаиной Раневской. Перед самой войной она написала сценарий к кинокомедии «Подкидыш», где главную роль играла Фаина Раневская, особенно запомнившаяся выражением «Муля, не нервируй».

 

Потеряв ребенка, она решила посвятить себя другим людям

    5 мая 1945 года весенняя Москва вся в ожидании Дня Победы.  В уютной квартире в Лаврушенском переулке разносится божественный аромат домашних пирогов. Рано вернулся сын Гарик. Он только что поступил в авиационный институт. Сказав матери, что на улице хорошая теплая погода, он отпросился у неё на улицу покататься на велосипеде.  Агния с легким сердцем отпустила его. Светло еще на улице, пусть погуляет, чего дома то сидеть. Больше Гарик домой не вернулся… 18-ти летнего юношу сбил грузовик, который выехал из-за угла в узком Лаврушенском переулке. Он упал, стукнувшись об угол каменного бордюра,  и умер мгновенно. Этот день перевернул всю жизнь Агнии Барто. Потеряв ребенка, она решила посвятить себя другим людям, особенно детям-сиротам, которые во время войны теряли своих родителей, братьев, сестер.  Она стала ездить по детским домам расспрашивать детей обо всех мелочах, которые они могли бы вспомнить о своих близких. 20 лет Агния Барто отдавала всю себя этому благородному делу. Наконец в 1967 году на радиостанции «Маяк» вышла в эфир программа «Найти человека»,  которую стала вести сама Агния Барто. После первого же эфира письма стали приходить мешками. Агния Львовна чувствовала свою ответственность за каждое письмо, за каждую судьбу, но не в силах была помочь каждому.

Те письма, которые были пущены в эфир программы и по которым к 1970 году были воссоединены 330 семей – были для неё большой радостью и удачей.

  Но в то же время  в 1970 году у Агнии Львовны случилось непоправимое горе, умер её муж, Андрей Владимирович. Чтобы не чувствовать свое одиночество она старалась больше работать, чаще бывать у дочери, заниматься с внуками. Но также продолжала помогать репрессированным семьям – доставляла лекарство, добивалась квартир, порой совершенно незнакомым людям. В это время она написала две книги воспоминаний, более сотни стихов. Также она продолжала заниматься воссоединением семей по программе «Найти человека», благодаря которой за восемь с лишним лет обрели друг друга 927 семей.  Агния Львовна по мере возможности ездила на встречи с этими семьями. Она испытывала огромную радость, глядя на их счастливые лица.

   Замечательная детская поэтесса ушла из жизни 1 апреля 1981 года, а ей стихи продолжают читать дети и детям…

   Так закончила свое выступление об Агнии Барто, Нина Леонидовна заметив при этом, что это только основные вехи биографии и об этом замечательном человеке можно рассказать очень  многое.  После этого ведущая провела с присутствующими конкурс, который сопровождался шутками  и смехом, так как, не зная некоторых стихов Агнии Барто, участники придумывали свое окончание для стихотворения.

 

Вместо памятника один камень на двоих

    А вот что рассказала нам об А.Барто Елена Ярошевская, член «Литературной гостиной» которая поехав к родственникам в Москву, решила посетить могилу Агнии Барто и в знак уважения возложить цветы любимой детской поэтессе.

   Собираясь в Москву Елена взяла с собой тетрадь со стихами А. Барто, которые она выписывала для своего маленького сына. Это были только любимые его стихи.  Сын вырос, а тетрадь со стихами Елена хранит до сих пор. И взяла она её с собой, чтобы почитать стихи Барто внучатой племяннице пятилетней Аленушке. Послушав стихи, Аленка сказала, что хочет такую же тетрадь, чтоб были эти же стихи про зайку, про Любу в синенькой юбочке, про бычка… Елена пообещала ей обязательно переписать эти стихи в специально заведенную тетрадь. Лично для Алёны. В свою очередь племянница сказала со всей серьезностью: «Вот будет лето, мы с мамой сходим на могилку к Агнии, принесем ей цветы и уберемся там».

      То, что поэтесса похоронена на Новодевичьем кладбище, на определенном участке Елена узнала через Интернет.  Поехав с родственниками на кладбище, и неоднократно обойдя указанный участок, могилки Барто они не смогли найти. Кругом было  много снега  и из под него виднелись лишь только огромные, богатые памятники на которых можно было прочесть имя усопшего.  Встретив идущего по заснеженной тропинке рабочего кладбища Елена попросила чтоб он показал захоронение А.Барто, но тот сказал, что не знает где оно находится. Так наплутавшись, и устав и от безрезультатных поисков,  все поехали домой.

   Но Елена на второй день, купив карту этого участка, вместе с сестрой и её годовалым сыном Яковом, который спокойно спал в своей коляске, поехали на Новодевичье. По дороге они рассуждали, вот вырастет Яков и расскажут ему как он вместе со взрослыми искал могилу детской поэтессы А.Барто, а он уже в свою очередь будет рассказывать своим детям  и внукам и так дальше по цепочке. И будут читать её стихи.

   По карте, где были отмечены захоронения с указанием инициалов, они нашли могилу А.Барто. Она была между двух высоких памятником, и вся засыпана снегом. Расчистив его, Елена с сестрой увидели на небольшом камне вверху фотографию её сына Гарика, а внизу без фото инициалы А.Барто. Памятника как такового не было, у них с сыном один камень на двоих и то в ненадлежащем виде. Если говорить прямо, то вид заброшенной могилы и от этого вида не могло возникнуть чувство удовлетворения... Горечь – вот что ощутила Елена, увидев, что государство забыло поэтессу.

    Действительно, давайте вспомним, сколько раз показывают мультфильмы, созданные по стихам А.Барто, многократно демонстрировали комедию «Подкидыш», поставленную по сценарию Барто. А сколько раз мы слышали песню «Синенькая юбочка»? Вот и перечислите в фонд А.Барто гонорар за использование её труда, как поэтессы, сценариста. Так  и поставьте ей достойный памятник!

    Ведь вот «Чижик-Пыжик» имеет свой монумент, деньги на него нашлись! Наверно его заслуги более значимы для Отечества. Много можно говорить на эту тему… Ведь существует же Союз писателей города Москвы. Откройте счет, на который можно будет перечислять деньги за её стихи, и за другие работы. И почему нет в магазинах сборников её замечательных стихов?

    Так хочется, чтобы не была забыта личность Агнии Барто… И в следующий раз, когда Елена поедет в Москву, она бы увидела на могиле поэтессы достойный памятник.