Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Подадим друг другу руки,
Пальцы с пальцами сплетем.
Ты — словечко, я — второе —
Голосам найдем созвучье...
«Рода нашего напевы», перевод Э. Киуру

Кингисеппский район Ленинградской области – особый историко-культурный регион, территория традиционного проживания коренных малочисленных народов води и ижоры, а также финнов-ингерманландцев исторически сложившихся здесь, на российской земле.

IMG_1633.jpg
Данные статистики свидетельствуют о драматическом положении этих народов. Сегодня основная их часть проживает в сельской местности и в целом они достаточно организованы вокруг существующих на их территории национальных организаций и учреждений культуры. Здесь действуют общественная организация сойкинских ижор «Шойкула», общество водской культуры, инициативная группа «Кургала», сельские этнографические музеи в поселке Вистино и деревне Куземкино, фольклорные коллективы «Шойкула лаулат», «Рыбачка», «Линнут». Они проводят работу по сохранению и возрождению национальных культур на селе.

Всего этого, к сожалению, нельзя сказать о большинстве городского местного этнического населения, которое оказалось  не вовлечено в аналогичную деятельность. На сегодняшний день нет даже точных данных  о том, сколько человек, прежде всего, с водско-ижорскими корнями проживает в Кингисеппе. Ведь во время переписей эти люди записывались, как правило, русскими, а дополнительных исследований не проводилось. Покинув свою первую родину, они оказались разобщены и оторваны от привычной традиционной жизни, утратили тот запас культуры, который был передан им их предками.

Преодоление разобщенности и разрозненности городского водско-ижорского-финского населения; поддержка их воли, желания, интереса знать собственную достоверную историю и культуру; создание условий для внутриэтнической консолидации и налаживания контактов с сельскими национальными обществами; формирование нового этнического самосознания, предоставление шансов на новое саморазвитие – все это и стало целями проекта, который получил название «Национальная воскресная школа».

При подготовке проекта было опрошено 50 человек . Один из вопросов звучал так: «Хотели бы вы познакомиться с историей и культурой своих предков? Ответы были исключительно положительными. А значит  необходимо предоставить этим людям возможность узнать собственную историю и дать им шанс объединиться со своими земляками для сохранения памяти о своем народе.

Партнерами по проекту стали  Центр коренных народов Ленинградской области; Комитет по культуре спорту и молодежной политике АМО «Кингисеппский муниципальный район»; молодежно-досуговый центр «Выбор» (Кингисепп); ижорско-финский исследовательский центр Общественной организации «Инкерин Лиитто» (Санкт-Петербург); лаборатория археологии, исторической социологии и культурного наследия им. Г.С. Лебедева Санкт-Петербургского Государственного университета (Санкт-Петербург); Санкт-Петербургский Союз Краеведов; Центр эстетического воспитания и образования детей (Кингисепп); Дом детского творчества (Кингисепп). Комитет по народному образованию. Идеологическими партнерами - общество водской культуры, общество ижорской культуры «Шойкула», ижорский музей, инициативная группа «Кургала», евангелически-лютеранский приход «Ямбургский».

Тематика научно-теоретических и практических занятий, которые проходят на базе музейно-информационного и культурного центра коренных народов Кингисеппского района (Кингисеппский историко-краеведческий музей), весьма разнообразна. Это и встреча с краеведами Кингисеппского района на тему «Народные собиратели национальной культуры води, ижоры, ингерманландских финнов». Местная топонимика и этнонимика, военная история края, военное время в исторической памяти народа, прошлое и настоящее исчезающего народа. Среди практических занятий - плетение из щепы, плетение рыболовных сетей, народная кукла; народная вышивка; прядение и плетение поясов, плетение из лозы.

Первая теоретическая лекция в национальной воскресной школе состоялось в преддверии национального праздника –дня народного эпоса «Калевалы», который отмечается 28 февраля и является одним из самых любимых финнами праздников.  Эпос «Калевала» — произведение великого народа, собранный и опубликованный в 1835 году финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Леннротом (Elias Lönnrot, 1802—1884), уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во II–I тысячелетиях до нашей эры.

Каждый год проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного праздника-карнавала. Побывав на стилизованном Калевальском карнавале, каждый может приобщиться к культуре финнов, глубже понять ее особенности и традиции. Каждый гость получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями в самую удивительную и волшебную пору — пору белых ночей. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры, создать единое культурное пространство под эгидой творчества и «Калевалы».
 

В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие праздники.
 

Также, как подчеркнула автор и руководитель проекта, координатор Центра, старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Надежда Федоровна Гоголева, 21 февраля отмечается в мире как международный день родного языка. Эта дата призвана привлечь внимание к сохранению родного языка, что в полной мере можно отнести и к исчезающему языку малых народов.

На первом занятии Национальной воскресной школы присутствующие, а их собралось 46 человек (и не только из самого Кингисеппа, но и из довольно отдаленных уголков Кингисеппского района), послушали лекцию о неизвестных аспектах истории ингерманландских финнов. В последующих рубриках «История нашего края» мы непременно поделимся интереснейшими сведениями с нашими читателями. Следующее занятие предполагает быть практическим. На нем все желающие смогут поучаствовать в освоении особенной техники вышивки, которая уже ушла из современного обихода. Но именно таким швом и пользовались вожанки, ижорки, ингерманландки, населявшие родные нам места.