Версия для слабовидящих

Контакты

Администрация города

+7 (81375) 54-178

adm@ivangorod.ru

ул. Гагарина, д. 10

Администрация сайта

Статистика

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Когда знакомишься с жизнью почетных жителей Ивангорода, то понимаешь, что все они были и остаются своеобразными маяками. Их отношение к себе, к окружающим, к проблемам города настолько ярко, что свет их дел не меркнет и спустя десятилетия.

 
Таким и гигантом был и Николай Петрович Наумов — основатель и директор школы, носящей сейчас его имя. Все, кто вспоминает о его вкладе в развитие Ивангорода, до сих пор говорят о нем как о человеке, чей дух незримо присутствует с нами.
 
Первый директор первой школы
 
       Память о первом директоре бережно хранят и его коллеги, и ученики. В здании школы есть экспозиция, где сегодняшние ученики могут увидеть портрет Николая Петровича, его биографию, фотографии и воспоминания о первом директоре школы, написанные рукой Галины Петровны Хитриковой. Оба историки, они 30 лет проработали вместе. Вот строки, очень ёмко характеризующие основателя школы: «Николай Петрович был настоящим «фанатиком» своего дела. Его рабочий день, как правило, был по 12 часов. Это был директор по призванию: умело руководил людьми, решал массу хозяйственных дел, вел большую общественную работу, успевал прочитать массу газет, журналов, книг. Был очень эрудирован. Прекрасный рассказчик, с изумительным чувством юмора, он те же качества ценил и в людях. Во времена Николая Петровича школа буквально «бурлила», настолько насыщенно, полно, бурно шла школьная жизнь».
 
 
         Мы пообщались с теми, кто был тогда рядом с Николаем Петровичем, и сложили общую картину — как он созидал школу. С первого дня работы школы и до настоящих дней главная цель работы коллектива - это блестящие знания учеников. «Где же такой город, где дают такие знания?” - спрашивали у абитуриентов во время экзаменов. Школа постоянно была в числе лучших в области, по показателям почти 100-процентное поступление среди желающих учиться в вузах. Причем в институты, как сейчас говорят, престижные и с большим конкурсом.
        «Огромное внимание Николай Петрович уделял подбору кадров, говорит директор школы Нина Александровна Куртышева. — Он присматривал активных, целеустремленных педагогов и приглашал их к себе в коллектив. Всегда поощрял самосовершенствование учителя. Со своей стороны обеспечивал полную поддержку, даже в таком больном вопросе, как жилищный. Понимая специфику педагогического труда, он сумел убедить городской совет, что семье, где есть педагог, при выделении квартиры необходима дополнительная комната — кабинет для работы. Он старался сделать так, чтобы учитель все свои силы концентрировал на детях, а не на решении бытовых неурядиц. Как педагог и директор, Николай Петрович сам неоднократно удостаивался благодарностей, он был обладателем звания «Отличник народного просвещения».
       Выпускник 1984 года Андрей Владимирович Прокофьев, вспоминая об уроках истории, говорит, что из учебника их учитель брал только одну сотую материала, все остальное было его собственными наработками, находками, наблюдениями». Все выпускники, даже равнодушные к гуманитарным предметам, признают, что он доносил информацию так, что можно было заслушаться. Будучи выпускником исторического факультета Ленинградского государственного университета, он обладал блестящими знаниями. Проработав три года в качестве учителя в Светогорске, он в 1960 году получил направление в Ивангород, чтобы возглавить школу.
 
         Ни о какой текучести кадров во времена работы Николая Петровича не было и речи. Были учителя, которые служили с первого дня после окончания вуза и до выхода на пенсию, имея в своей трудовой книжке единственную запись, сделанную в Ивангородской школе.
 
Я люблю тебя, жизнь...    
      Каждый вспоминает активную внеклассную деятельность. Задействованы были все: ученики и их родители, учителя и руководители предприятий. В эти годы были заложены традиции ежегодных общешкольных праздников «Смотр строя и песни», «За честь школы», проводились тематические вечера, «капустники», работал литературный клуб «Первые шаги», ребята пели в школьном хоре. Туристические поездки и слеты были настолько частыми, что когда вывесили все отреставрированные газеты на встрече выпускников 30 выпусков, то рекреации были украшены ватманами с видами красот России и теперь уже ближнего зарубежья. Ученики Галины Константиновны Мансковой до сих пор помнят поездки по городам-героям и поисковую работу. Валентина Степановна Каляева запомнила, как отмечали день Конституции, — на этом празднике были представлены все 15 союзных республик, причем и костюмы, и реквизит создавались очень скрупулезно.
        Николай Петрович сам участвовал практически во всех начинаниях и педагогов умело стимулировал. Мало того, что преподаешь свою основную специальность, если умеешь танцевать — обучай детей танцам, умеешь шить — шей. При этом вся внеклассная работа оплачивалась, так же, как и ведение кружков. Директор знал, что учителю положено от государства, и старался обеспечить это педагогу.
        «Старшеклассники для него были хозяевами школы, мы сами организовывали всяческие мероприятия, обустраивали само здание и территорию вокруг него», - об этом на встрече выпускников говорила Наталья Савощик, выпускница школы 1980 года.
         Первый директор приходил в школу всегда раньше всех, стоял в холле и здоровался абсолютно со всеми, начиная от технического персонала, учителей, заканчивая мальчишками из старших классов. Ученики это считали особой честью.
 
 
Из школы с профессией
        Кроме учебы и досуга, важным направлением работы Николай Петрович считал профессиональное обучение школьников. На заводе КВОиТ был построен цех, в котором производилось обучение токарей на станках. Было налажено плодотворное сотрудничество с директором завода Валентином Даниловичем Дубчаком. По окончании обучения старшеклассники получали профессию токаря 2-го или 3-го разряда. Многие пошли потом за завод работать — кто-то повысил квалификацию и стал сварщиком, сборщиком.   Практические знания пригодились и в институтах. Столько сил, энергии было вложено Николаем Петровичем, чтобы создать эту базу, найти финансирование!
       На базе школы были оборудованы лучшие мастерские в Ленинградской области - столярный цех, токарный цех, слесарный цех. Начальное трудовое обучение в течение нескольких лет преподавал Андрей Иванович Тимофеев. Он также вел дополнительные занятия для детей.
 
 
- По программе ребята вытачивали подсвечники, указки, кормушки... Умели пользоваться инструментом, читать чертежи и чертить самостоятельно, знали устройство станка, не боялись вращающихся деталей. Могли изготовить изделия из дерева и из металла, просверлить отверстия, сделать чеканку, собрать модель. Не все становились токарями, зато начальные навыки оставались на всю жизнь, находя применение профессии и в быту. Девочки приобретали профессию швеи в специально оборудованном цехе, - рассказывает Андрей Иванович. - Под руководством такого директора работать учителям было одно удовольствие. Он был строг, требователен к себе, к работникам, умел обеспечить дисциплину и порядок в школе. Педагог и руководитель от Бога, он знал, что детям тогда на уроке интересно, когда интересный педагог. Тогда не до баловства, и не было в школе множества хулиганов — а тех, что были, все знали по фамилиям. У нас есть маленькие ростом учителя, с тихим голосом, но у них прекрасные знания, их уважают дети, и слышно, как на уроках пролетают мухи.
 
Человечный человек
       То, что для Николая Петровича была важна каждая личность, наглядно видно из воспоминаний о нем библиотекаря Галины Борисовны Богатовой. Она пришла в работать в школу, когда Николай Петрович проходил практику в Германии: «Когда он приехал, то сразу позвал меня на знакомство. Ему было приятно, что к нему в школу приходят молодые кадры. Первым делом спросил о том, нужна мне помощь или нет, — он всегда был рад помочь своим коллегам.
     Конечно, библиотеки как таковой почти не было. Был маленький класс, который соседствовал с кабинетом труда, где не было даже дверей. Было только два или три шкафа и всё. Николай Петрович всегда говорил, что библиотека это кабинет номер один в школе, выделял много средств на закупку новых учебных материалов, следил за тем, чтобы библиотеке хватало и вспомогательных материалов.
     А вообще он был таким человечным человеком. Очень отзывчивым. Заботился как об учителях, так и о техническом персонале своей школы».
       «Он умел выстроить отношения и с мальчиками, и с девочками, — подметила Галина Перовна Хитрикова. По отношению к девочкам Николай Петрович был истинным «джентльменом» в полом смысле этого слова. И мы, учительницы, всегда понимали, что у нас учитель - мужчина. Он замечал, как мы одеты, как причесаны».
       Интересно, что слова относительно того, привлекал ли он педагогов-мужчин в школ, целенаправленно расходятся. Женская часть уверена, что это было именно так, ведь были периоды, когда в школе работало 16 мужчин. А представители сильной половины человечества уверены, что главное было - это квалификация сотрудника.
     «Николай Петрович ценил талант, но за халатное отношение мог и крепкое словцо применить — настолько нетерпим он был ко всякой халтуре, — говорит Сергей Евгеньевич Норин. - Помню, каких успехов добились учителя и их воспитанники в деле выращивания растений восемь раз мы представляли нашу школу на ВДНХ. В теплице на школьном дворе выращивали огурцы, помидоры, зелень — снабжали школьную столовую, а излишки даже продавали».
      Николай Петрович всегда приветствовал обмен опытом и, если имелась такая возможность, отправлял педагогов в зарубежные командировки: «Где вы еще такой опыт получите?» - спрашивал он сомневающихся. Сам в 1973 году Николай Петрович работал в Германской Демократической Республике. Пребывая в Германии, душой он все равно был в Ивангороде, о чем свидетельствуют его частые письма друзьям. Валентина Степановна Каляева показывает бережно сохраненные листы, исписанные его рукой. Они дружили семьями, и тогда учителю начальных классов он писал о своих замыслах, об общении с немецкой интеллигенцией, о том, что много читает и посмотрел вдали от Родины фильм «17 мгновений весны». И сам просил писать обо всех ивангородских событиях как можно более подробно.
 
 
        Валентина Степановна рассказала как трепетно он любил свою жену Людмилу Александровну Синякову, как много они вкладывали в свою дочь, которую он нежно называл «моя Иринья». Ирина Николаевна Наумова так же, как и отец, работала директором ИСОШ № 1, сейчас снова переизбрана депутатом городского Собрания. Николай Петрович был постоянным депутатом городского Совета на протяжении почти 30 лет, начиная с 1962 года, и за это время смог реализовать те инициативы, которые многим казались фантастическими.
        Валентина Степановна живописно рассказывает, как на полу её квартиры Николай Петрович раскладывал проект нового здания школы, привезенный из Германии, и вдохновенно объяснял, где будут какие кабинеты, как он хочет обустроить территорию вокруг. Он смог воплотить свою мечту. Галина Петровна Хитрикова на вечере в День учителя вспоминала, как Николай Петрович в прямом смысле слова пробивал свой проект, ведь современное здание школы стоило около миллиона рублей, что по тем временам было колоссальной суммой. «Я работаю для пользы ивангородского молодого поколения!» приговаривал он и лично контролировал ход строительства, следил, как подбирают материалы, вплоть до того, что советовал, где лучше взять качественную керамическую плитку. 
       13 сентября 1979 года   состоялось долгожданное переселение из восьмилетней школы, что была на Гагарина, 10, в новое комфортабельное здание. Всех до сих пор поражает обилие окон и света. Школа обживалась быстрыми темпами, ведь детишек, желающих в ней учиться, было предостаточно. Бывало, что начальных классов только было три параллели, и в каждом около 40 человек. И теперь школа живет не менее интересно, конечно, изменился строй в государстве, поменялись вкусы молодежи, но неизменным здесь остается стремление к высотам совершенства, заложенное первым директором.
     Две даты биографии основателя связаны с первым месяцем зимы. 3 декабря Николаю Петровичу исполнилось бы 76 лет. Но он отдавал всего себя без остатка, и 31 декабря 1991 года перестало биться сердце этого сильного человека. Его, сделавшего так много для Ивангорода, провожали в последний путь всем городом и обещали, что продолжат его дело и школа будет на хорошем счету и через 20, и через 100 лет... 
 
Школе — 30 лет! 
«Мне 30 лет! И я полна сил, надежд и ожиданий!» - под таким девизом почти целый год отмечали ученики, коллектив школы, выпускники юбилей любимого детища Николая Петровича. Уходящий 2009 год стал для первой школы насыщенным юбилейными мероприятиями: в феврале здесь провели юбилейный вечер встречи выпускников всех 30 выпусков, в мае прошел торжественный праздник «За честь школы» для нынешних учащихся. Накануне профессионального праздника – Дня Учителя – в зале школы собрались учителя, ветераны педагогического труда для поздравления трудового коллектива с Юбилеем школы. 
    - Оглянемся назад и посмотрим, каких значительных результатов добилась наша школа за 30 лет существования», - предложила директор школы Нина Александровна Куртышева. - Конечно, прежде всего, это успешное обучение школьников и определение их в самостоятельной жизни. С особой теплотой мы вспоминаем самых старательных учеников – наших медалистов. За годы существования школа выпустила 9 золотых и 29 серебряных медалистов. Все они продолжили обучение в высших учебных заведениях и успешно определились в самостоятельной жизни, а недавно вышедшие из стен школы и сейчас осваивают выбранные профессии в вузах. Среди наших медалистов есть призеры и победители областного этапа Всероссийской олимпиады.
     Как раз к 20-летнему юбилею первым в истории школы победителем областной олимпиады стал Антон Удинцев, выпускник 2000 года, подготовленный учителем физики Т.В. Сирициус. Как подарок к юбилею школы, мы воспринимаем успехи выпускницы 11 класса, претендентки на золотую медаль, победителя муниципального этапа олимпиад по географии и английскому языку, победителя областного этапа, призера Всероссийского этапа олимпиад по русскому языку и литературе Дарины Грибовой. Благодаря этим успехам Дарина стала стипендиатом премии президента в размере 30 тыс. рублей.
     В рамках национального проекта «Образование» проводится конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. В 2007 году мы стали победителями этого конкурса, получили диплом и грант в размере 1 млн. руб. на развитие материально-технической базы школы. Еще одно направление в реализации национального проекта «Образование» – это информатизация образовательного процесса, благодаря которому в школе есть постоянный выход в сеть Интернет. Благодаря целевым программам Ленинградской области, материально-техническая база школы пополнилась новым лабораторным оборудованием в кабинете биологии, специально оборудованным кабинетом с интерактивной доской. За два года произведена частичная замена оконных блоков, ремонт школьной библиотеки и крыльца школы.
      В рамках международного сотрудничества с польским консульством Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области уже три года проводит конкурс на лучшее знание Польши на базе нашей школы, и пятеро наших учеников, победителей этого конкурса, летом отдохнули в Польше за счет организаторов конкурса.
     Рядом с нашими учениками всегда стоят мудрые опытные педагоги, которые, шагая в ногу со временем, осваивают новые педагогические технологии, участвуют в конкурсах педагогического мастерства. За последние годы лауреатами муниципального конкурса «Учитель года» стали Кирикова Л.Н., Шестухина Н.Н., Чаевская Г.И., Кармаза Е.В., Крутякова Т.В., Подкопаева Г.С., Ларюточкина Е.Н., Кармаза К.М., Пономарева И.Л., Богова С.А., Сивцова О.П. Лауреатами конкурса «Классный, самый классный» - классные руководители Мещерякова В.И., Кирикова Л.Н.
     Уважаемые учителя, благодаря вашему профессионализму, преданности своему делу, наша школа достигла значительных результатов и в рамках самоопределения выпускников после окончания школы, и по результатам единого государственного экзамена, и в плане организации летней оздоровительной работы, и подготовки школы к новому учебному году. Спасибо вам за труд, за ваше терпение и понимание основных задач школы.
      Я выражаю огромную благодарность всем работникам, кто за 30 лет существования школы стремился достичь значительных результатов и своими достижениями прославил нашу школу, сделал ее красивее и уютнее.
 
Мария КУДЕЛИНА
 
 
Фоторепортажи с юбилейных мероприятий можно посмотреть здесь:
Встеча выпускников: http://vkontakte.ru/album-357413_75215780
Мероприятие «За честь школы»: http://vkontakte.ru/album-357413_92921395 и
День учитля в ИСОШ № 1: http://vkontakte.ru/album-357413_96991059